Интервью с Анной Мамоновой-исполнительным директором Ассоциации региональных операторов
О том, как идет работа в этом направлении, о лучших практиках комплексного подхода и приоритетных задачах на ближайшую перспективу мы попросили рассказать исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта МКД Анну Мамонову.
Анна Ивановна, в феврале АРОКР исполнилось четыре года. Если подводить итоги деятельности ассоциации за это время, что бы вы отметили?Прежде всего хочу отметить, что система капитального ремонта — это самая масштабная модернизация жилищного фонда в истории страны. На момент запуска системы это был уникальный проект, так как регионы с нуля выстраивали целую отрасль — сравнивать было не с чем.
С первых дней ассоциация поставила во главу угла своей деятельности такую задачу, как создание площадки для взаимодействия субъектов, обмена опытом и лучшими практиками, выстраивания взаимоотношений между всеми участниками рынка. Сегодня смело можно говорить, что задача выполнена, а новые цели направлены на оптимизацию и совершенствование системы с учетом накопленного опыта.
Одно из наших ключевых направлений — разработка изменений в действующее законодательство для совершенствования механизмов организации и проведения капитального ремонта.
За четыре года существования ассоциации законодательство претерпело значительные изменения, и мы продолжаем активную работу в данном направлении. Кроме того, в прошлом году при АРОКР создан экспертный совет, куда вошли девять представителей региональных операторов (их выбирали открытым голосованием сами члены ассоциации). Экспертный совет стал новым витком развития структуры. Багаж знаний и бесценные навыки опытных руководителей усилили эффективность работы, в том числе в законотворческом русле.
Отдельно хочу отметить фронт работ, связанный с просветительской работой, начиная с обучающих вебинаров и методических документов, разработанных АРОКР, и заканчивая курсами повышения квалификации.
Мы уделяем особое внимание развитию кадров в системе капитального ремонта, их компетенциям и квалификациям. На базе ассоциации разработан профстандарт для специалистов, задействованных в капремонте. Этот стандарт утвержден Минтрудом России. На сегодняшний день соответствие этому стандарту не является обязательным, но мы стремимся внедрять его во всех регионах.
Нам важно то, как проводится капремонт в субъектах Федерации, насколько эффективно идут работы. В марте совместно с МГИМО и Министерством ЖКХ Московской области мы запускаем образовательную программу «Руководство организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Программа уникальна — она будет подкреплена значительным практическим опытом и непосредственно практикой.
Четыре года — это уже приличный возраст для организации. Сделано много, дальше — больше. Работа продолжается.
С какими показателями капремонта МКД завершился 2019 год?
Сегодня система капитального ремонта вышла на новый уровень. Показатели улучшаются с каждым годом, о чем свидетельствуют достигнутые результаты.
В 2019 году отремонтировано более 52 тыс. многоквартирных домов, что на 5,3 тыс. домов (11%) выше показателя 2018 года. Выполнено 87% от запланированных видов работ, 78% от запланированного количества многоквартирных домов. Стоимость проведенных капитальных ремонтов выросла на 13%.
Основной объем работ в 2019 году распределился между крышами (27,62%), инженерными системами (23,88%), фасадами (20,38%) и лифтами (17,06%). Акценты, по сравнению с предыдущим годом, остались прежними, и можно отметить лишь незначительное перераспределение доли работ. Всего в прошлом году произведено 185 175 видов работ.
Уровень собираемости взносов составил в среднем 95,5%.
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на первом рабочем совещании в Минстрое России назвал в числе первоочередных задач рассмотрение вопроса об увеличении объема финансирования капитального ремонта. О недостаточности размеров взносов неоднократно говорилось и на других площадках. Как вы считаете, какой размер взноса является экономически обоснованным?
Система капремонта нуждается в дополнительном финансировании — это факт. Особенно это касается дорогостоящих работ, таких как замена лифтового оборудования и утепление фасадов.
Правительство ищет пути оптимизации финансирования, но это вопрос не одного дня. В меру своих возможностей регионы увеличивают объем софинансирования региональных программ капитального ремонта или усиливают работу с должниками.
Считаю, что говорить про экономически обоснованный взнос не совсем корректно: у нас огромная страна и у всех регионов своя специфика, свои особенности и характеристики жилищного фонда. Опять же, у всех разный бюджет и уровень доходов. Минимальный взнос, приближенный к экономически обоснованному, будет совершенно разным как для жителей двухэтажного двухподъездного дома в двух разных субъектах, так и для жителей двухэтажного и девятиэтажного домов в одном регионе.
В 2020 году минимальный размер взноса установлен в Хабаровском крае, но у субъекта взнос дифференцированный, то есть в зависимости от технической оснащенности дома и его местоположения собственники платят от 1,62 до 8,08 руб. за кв. метр. Максимальный — в столице. Собственники квартир в Москве платят 18,86 руб. за кв. метр. Средний размер минимального взноса по стране на 2020 год составил 7,7 руб. в месяц в расчете на квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
Одним из лейтмотивов VI Всероссийского съезда регоператоров капремонта МКД стала мысль о том, что нужно переходить от капитального ремонта домов к капитальному ремонту территорий. Есть ли уже примеры такого комплексного подхода?
Прошлый год стал своего рода вехой между становлением системы и ее дальнейшим развитием. Поэтому сегодня регионы еще только начинают переключаться на комплексный формат проведения ремонтных работ.
Примеры проведения «квартальных» ремонтов — это пока точечные истории, но уверена, что скоро субъекты будут предлагать свои решения для их включения в состав лучших практик и тиражирования на всю страну.
С начала 2020 года регионы делятся с нами информацией о предпринимаемых шагах по проведению комплексного капремонта. Например, пилотные проекты запущены в Республике Крым и городе Севастополе.
Оренбургская область уже знакома с практикой синхронизации капремонта домов и благоустройства дворовых территорий, а в этом году планируется запуск комплексной реализации ключевых программ в городе Новотроицке. Это ремонт дорог, капремонт многоквартирных домов, инженерных сетей, благоустройство и озеленение дворов, общественных пространств. Единовременное проведение работ позволит обеспечить максимальную комфортность проживания для граждан.
В Тульской области в прошлом году мы открывали граффити на многоквартирном доме в рамках акции «Портрет памяти». За 3 года в этом доме произведен капитальный ремонт всех конструктивов, а также проведены работы по благоустройству придомовой территории. Создание граффити стало своеобразной «вишенкой на торте». Собственники приняли решение о нанесении рисунка по данной тематике и остались очень довольны результатом.
Калининградская область хорошо знакома с практикой комплексного подхода к благоустройству территорий. В этом году в области запланированы ремонтные работы кварталов сразу в ряде городов. Один из них — город Черняховск. По региональной программе капремонта был запланирован ремонт 12 многоквартирных домов, а с дополнительной субсидией из областного бюджета станет на 28 отремонтированных домов больше. Именно эти 28 домов и пройдут по программе «квартального капремонта», который подразумевает системный подход: дома, дворы, сети, тротуары и т.д.
Синхронизация работ — это то, к чему сегодня стремятся региональные операторы в своей зоне ответственности. У нас уже зафиксирована тенденция увеличения количества работ на одном многоквартирном доме за один «заход», например единовременное проведение всех внутренних работ или работ внешнего контура, замена лифтового оборудования.
Ключевой момент для перехода к ремонту территорий — это работа в одной упряжке региональных органов и органов местного самоуправления, всех жилищно-коммунальных организаций. Цель такой работы — сделать комфортными дома и придомовые территории в нашей стране, при этом исключить нерациональное использование ресурсов разными эксплуатирующими организациями. Когда, например, прошел ремонт двора или улицы, а затем вновь из-за дырявых коммуникаций приходится перекапывать дорогу.
В ряде регионов страны реализуются программы поддержки капремонта за счет бюджетных средств. Например, в Республике Башкортостан существует программа ремонта подъездов. Расскажите о наиболее интересных инициативах регионов в сфере капремонта МКД.
Если говорить об инициативах, связанных с финансовой поддержкой регионов, то это чаще всего запрос именно на софинансирование дорогостоящих работ.
Например, в Липецкой области за три года заменили 542 лифта. Эта цифра во многом обусловлена целенаправленной финансовой поддержкой, которая выделяется с прошлого года.
Объекты культурного наследия — еще одна отдельная история. Стоимость ремонта многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, в среднем в два раза дороже обычного дома. Конечно, для ремонта таких домов крайне необходимо софинансирование. Такая практика присутствует в Москве и Санкт-Петербурге.
Калининградская область хорошо знакома как с ремонтом домов-«памятников», так и с практикой «квартальных» ремонтов. В прошлом году в области запущен уникальный проект в поселке Железнодорожном. Данный населенный пункт основан в XIV веке, часть домов являются объектами культурного наследия. В рамках проекта капитальному ремонту подлежат 33 многоквартирных дома, а также в поселке будут отремонтированы дороги, тротуары, проведут газификацию, ливневую канализацию и др. Кроме того, в обсуждении внешнего облика ремонтируемых домов активно участвует общественность: жители поселка, лидеры общественного мнения в области архитектуры и истории, блогеры-краеведы.
На всероссийских съездах региональных операторов прошлых лет неоднократно поднимали вопрос отсутствия технической политики в регионах. Расскажите, пожалуйста, что это за документ, почему он необходим для проведения капитального ремонта? В каких регионах он сегодня принят?
Техническая политика — это важный документ для всей системы капремонта, который направлен на улучшение качества проводимых ремонтных работ, сокращение сроков проведения всех подготовительных мероприятий.
Документ принимается на основе модельной методики Минстроя России, но с акцентом на местные реалии и многолетний опыт строителей. Он обозначает четкие требования к работе и значительно упрощает финансовые вопросы, работу с органами власти, подрядными организациями и собственниками многоквартирных домов.
В документе прописывают границы проведения работ: что можно выполнять, а что находится уже за рамками возможностей региональных операторов, какие технологии, материалы целесообразно использовать при капитальном ремонте, составляются альбомы технических решений, проекты повторного применения.
Сегодня техническая политика разработана в 10 регионах. Первыми ее приняли Тюменская, Самарская области и Республика Татарстан, одним из последних субъектов стала Липецкая область.
Подробнее читайте ЗДЕСЬ