Антивандальный лифт не радует. В Свердловской области заменят подъемники в зданиях выше 10 этажей
В апреле в Екатеринбурге сдадут в эксплуатацию первый лифт, замененный в жилой высотке в рамках программы капремонта. Для эксперимента выбрана 16-этажка на улице Степана Разина.
В апреле в Екатеринбурге сдадут в эксплуатацию первый лифт, замененный в жилой высотке в рамках программы капремонта. Для эксперимента выбрана 16-этажка на улице Степана Разина.
Замена лифтов в высотках обойдется дороже, чем в 9-этажках, и создаст жильцам еще больше неудобств. Фото: Татьяна Андреева/РГ
До этого подъемники обновляли только в 9-этажках. Замена подъемных механизмов в зданиях выше 10 этажей имеет свои особенности: оборудование должно быть привязано к системе пожарной безопасности. В случае возгорания в доме лифт сам спускается на первый этаж, открывает двери, включает вентилятор в шахте, чтобы жители могли безопасно эвакуироваться. Также в лифтовых холлах начинают работать вентиляторы вытяжки.
- До того как задумать пилотный проект, мы собрали монтажников, проектировщиков, инспекторов Ростехнадзора. Решили, что фонд закажет проект системы дымоудаления и пожарной сигнализации вместе с проектом замены лифта. В конце 2018 года получили готовые документы, заключили договор с подрядчиком. Если опыт на улице Степана Разина окажется удачным, его распространят на всю Свердловскую область, - рассказал заместитель гендиректора регионального фонда содействия капремонту в многоквартирных домах Александр Мокроусов.
Проблема в том, что в высотных домах стоимость подъемников почти в два раза больше, чем в 9-этажных: 2,7 миллиона рублей вместо 1,8, плюс еще порядка 700 тысяч на всякие антивандальные и технические "примочки". Это, конечно, не очень радует собственников жилья. Но надо понимать, что старых лифтов в 12-16-этажках 1980-х годов постройки в регионе уже больше, чем в зданиях пониже, поясняет Андрей Савинцев, руководитель подразделения по замене лифтового оборудования компании "Вест".
Напомним, программа ускоренного обновления лифтов на Среднем Урале началась в 2016 году. За два года было заменено 1116 подъемников из 4000 морально и технически устаревших, в 2018-м - еще 515. Уровень износа снизился с 22-х до 13 процентов, а область вошла в пятерку субъектов РФ с самым безопасным лифтовым оборудованием. Таких быстрых результатов удалось добиться за счет трехлетней беспроцентной рассрочки от поставщиков (в общей сложности было привлечено два миллиарда рублей).
В результате реализации программы ускоренного обновления лифтов уровень их износа на Среднем Урале снизился с 22-х до 13 процентов, область вошла в пятерку субъектов РФ с самым безопасным лифтовым оборудованием
Впрочем, ускоренная модернизация не означает беспроблемная. На монтаж отводится 60 календарных дней, а люди жалуются, что приходится ходить пешком по лестницам гораздо дольше. Дело в том, что по законодательству сдавать оборудование в эксплуатацию обязан собственник подъемника (управляющая компания либо ТСЖ). Страхует лифт тоже она, но нередко коммунальщики не торопятся: то людей не хватает, то некогда доехать до Ростехнадзора…
Кроме того, проблемы с приемкой возникают из-за небольшой численности инспекторов - на всю Свердловскую область специалистов по проверке подъемников всего пятеро. В нормативные сроки (10 рабочих дней) нередко не укладываются. Когда перед Новым годом возник "затор" (нужно было одновременно ввести более 100 лифтов), на подмогу позвали сотрудников Ростехнадзора из Кургана, признались в фонде капремонта.
Затягивают процесс и сами жильцы, когда на последних этажах устанавливают перегородки, дополнительные тамбуры, из-за которых в машинное отделение не попасть, лебедку не опустить. Бывает, двери лифта открываются, а вместо подъезда перед вами решетка с магнитным замком, и так на всех этажах. Приходится подрядчикам сталкиваться и с ловкими дельцами, которые вымогают демонтированное оборудование, чтобы сдать в металлолом, хотя по договору распоряжаться им имеет право только управляющая компания или ТСЖ.
Справка "РГ"
Тем, кто только собирается делать капремонт в доме, стоит знать, что 22 декабря 2018 года вышли дополнения к правилам эксплуатации лифтов. В частности, уточнены требования к обслуживающему персоналу: инженеры УК и ТСЖ, отвечающие за подъемное оборудование, должны пройти процедуру оценки квалификаций. В Екатеринбурге это можно сделать всего в двух организациях: в "Средураллифт" и Уральском сервисном центре.
Кроме того, в 2019 году в КоАП появилась новая статья 9.1.1: теперь за нарушение правил безопасного использования и содержания лифтов грозит штраф (для должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, для юридических - от 20 до 40 тысяч). Если же создана угроза жизни и здоровью людей, сумма возрастает в десятки раз, например, компании придется выложить 300-350 тысяч рублей. Пока правоприменительная практика еще не сформирована, но, как предполагает Андрей Савинцев, УК вполне могут попасть под санкции за пуск подъемника без акта ввода в эксплуатацию, а монтажные бригады - за отсутствие оценки квалификации персонала