Мы в социальных сетях:

Свердловские дома-памятники опасны для жизни

Власти ищут способ "избавиться" от объектов культурного наследия. Самым выгодным считается расселение многоквартирников с охранным статусом.

В Свердловской области проваливается программа капремонта домов, признанных объектами культурного наследия. Из сотни включенных в проект объектов работы проведены лишь в некоторых. Чиновники МинЖКХ указывают на отсутствие паспортов домов и данных об охраняемых элементах, а это тормозит ремонты. К тому же сами работы обходятся в 5-7 раз дороже в сравнении с проведением их в типовых многоквартирниках. Специалисты Управления госохраны объектов культурного наследия при этом отмечают, что далеко не все дома, признанные памятниками, таковыми на самом деле являются. Однако исключить их из списков объектов культурного наследия крайне проблематично. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность расселения домов-памятников, что обойдется даже дешевле капремонтов. Однако в этом случае необходимо признать их ветхими с последующим сносом, что уже преследуется уголовным правом. Пока же чиновники решают проблему в ручном режиме и выделяют средства на проведение работ из резервного фонда области в крайне тяжелых ситуациях, как, например, в Ирбите, где упала стена дома середины XIX века постройки. Всего по региону несколько десятков таких объектов, где с каждым днем возрастают риски для жизни людей.

Проблему капремонтов в домах, имеющих статус объектов культурного и архитектурного наследия, сегодня подняли депутаты комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Свердловской области. Как сообщил министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов, в программу капремонта включены 132 из 165 таких многоквартирников. Остальные дома-памятники туда не попали, так как либо рассчитаны на одного жильца, либо относятся к блокированной застройке, либо являются аварийными.

В целом стоимость ремонтов по отдельным видам работ в памятниках в 5-7 раз дороже, чем в обычных многоквартирниках. «Памятников неоправданно много. Можно было ограничиться признанием ценности отдельных элементов», – предложил вариант сокращения затрат Николай Смирнов.

Начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Рябинин

Начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Рябинин

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU, Андрей Казанцев

С министром согласился начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Рябинин. По его словам, из 165 многоквартирных домов-памятников 16 являются объектами федерального значения, 5 – муниципального и 144– регионального. Причем последняя категория в значительной степени образована из тех же муниципальных памятников.


«У нас огромное количество объектов местного значения с присвоением статуса региональных памятников. В 2002 году их автоматически включили в реестр (объектов культурного наследия, ОКН). Многие вызывают вопросы, как они туда попали. Сейчас мы ставим в реестр объекты очень редко, и только когда необходимость этого доказана», – пояснил Евгений Рябинин.


Вычеркнуть же такие постройки из реестра крайне проблематично. Для лишения статуса ОКН необходима специальная экспертиза, которую на сегодняшний день могут провести единичные специалисты по всей стране. Тем не менее, в Свердловской области памятниками перестали быть 4 объекта, из которых 2 – многоквартирные дома. Однако в целом проблемы проведения капремонтов этот вариант не решает.

Депутаты Заксобрания обращают внимание на необходимость разработки механизмов софинансирования проведения работ в домах-памятниках. Средства на эти цели в бюджетах муниципалитетов зачастую не закладываются. В региональном Минфине заявляют о необходимости увеличения расходных полномочий территорий на 162 млн рублей в 2020 году, чего хватит на ремонт весьма ограниченного количества объектов.

Впрочем, даже при наличии средств чиновники указывают на ряд технических сложностей при ремонтах домов-памятников. Проекты с элементами реставрации должны проходить госэкспертизу, но с учетом современных требований к помещениям получить ее одобрение зачастую невозможно.


«Ни по одному дому нет паспорта, то есть непонятно, что является элементом культурного наследия. В зданиях невозможно поменять систему отопления (которая не является объектом охраны. – Прим. ред.), так как мы не можем менять перекрытия», – отметил директор свердловского фонда капремонта Станислав Суханов.


Хотя в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия вариант решения проблемы видят, указывая, что на 43 объекта их специалистами предметы охраны утверждены. Для домов-памятников описать предмет охраны возможно при проведении научно-исследовательских работ во время проектирования ремонта. «Все задания в 2015 году Фонду капремонта были выданы», – напомнил Евгений Рябинин.

По его словам, в крайне неудовлетворительном состоянии сейчас находится 40 домов-памятников. Причем проживание в некоторых из них, как показала практика, опасно для жизни. Так, в 2016 году в Ирбите обрушился угол жилого дома по ул. Орджоникидзе, признанного памятником архитектуры и построенного в 1859 году, где было зарегистрировано 37 граждан. После инцидента из резервного фонда Свердловской области были выделено 175 млн рублей на проведении в Ирбите ремонтов с элементами реконструкции на 6 домах и подготовки проектов еще на 8, для проведения работ, на которых запланировано предоставление еще 70 млн рублей. В качестве подрядчика выбрана компания «Сфера». При этом деятельность по восстановлению ею объектов проходила со скандалами. Жильцы жаловались на отказ подрядчика пускать их в собственные квартиры, а требования госэкспертизы рабочими зачастую игнорировались. Тем не менее, «объекты были отремонтированы и отреставрированы качественно».

Дом с упавшей стеной в Ирбите

Дом с упавшей стеной в Ирбите

Фото: justmedia.ru

Депутаты комитета в качестве варианта решения проблемы предложили рассмотреть вопрос о расселении жильцов домов-памятников, значимость которых сомнительна. В этом случае объекты должны быть признаны ветхими либо аварийными, а после отселения снесены, но снос памятников является преступлением и карается Уголовным кодексом, потому чиновников, желающих взять на себя ответственность за это, не нашлось.

Участники заседания сочли возможным отселение с последующим переводом зданий в статус нежилых и передачей частным инвесторам «за 1 рубль» с обязательствами дальнейшего восстановления. Однако интерес к таким объектам вероятен в Екатеринбурге. В остальных муниципалитетах спрос вряд ли возникнет, поделились мнением участники заседания. В кулуарных же беседах посчитали возможным «после отселения жильцов оставить дома-памятники сомнительной ценности стоять до полного саморазрушения».

Подробнее читайте ЗДЕСЬ


29.10.2019 00:00
1916

Мы находимся:

г. Екатеринбург, ул.Бориса Ельцина, д. 3, 6 этаж (Ельцин-Центр)

E-mail: fkr66@mail.ru

Приемная: +7(343) 287-54-54

Телефоны для жителей г. Екатеринбург: +7(343) 204 92 69, +7(343) 287-54-54

Телефон для жителей Свердловской области: 8-800-300-80-88

Подробнее