Можно ли заразиться COVID-19 в лифте и где в Екатеринбурге будет новый полигон: отвечает министр ЖКХ
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
ЖКХ во время пандемии
— Как справились с нагрузкой, пока горожане сидели на самоизоляции?
— Нагрузка на отрасль была значительно больше — примерно на уровне, как бывает во время серьезных морозов. Мы сохранили все бригады для устранения аварий. Но при выезде на каждый вызов они должны узнавать, есть ли в этом подъезде зараженные коронавирусом. Если есть, то использовать специальные маски, одежду и так далее. К счастью, ни одного такого случая не было.
«На 20% вырос объем мусора. Люди проводили время дома, многие заказывали продукты и товары в магазинах с доставкой, больше стало упаковки»
В некоторых микрорайонах, где много больших многоквартирных домов, мусор даже вывозили дважды в день. Но самое главное — серьезных сбоев, аварий не было. Все технологические нарушения устраняли оперативно.
— Как с платежной дисциплиной? Сумели ли жители заплатить за «коммуналку», ведь на это время отменили пени, штрафы, запретили отключать ресурсы за долги.
— Оплата упала примерно на 20%, возможно, в связи с отменой штрафов и так далее люди почувствовали безнаказанность.
— Но у некоторых действительно сильно ухудшилось материальное положение, многие лишились основных источников дохода.
— Это единичные случаи — когда за услуги ЖКХ не платят из-за потери доходов. И есть закон, который субсидирует гражданам в таких случаях оплату. Платежная дисциплина ухудшилась, и это скажется на подготовке к отопительному сезону. И никто не задумывается, что зарплата шахтера или газовщика идет из нашей оплаты за коммунальные услуги.
— А как долго продлится мораторий на пени, штрафы и прочие санкции для должников?
— Я думаю, в ближайшее время он будет снят. Уже ряд экспертов энергетики и ЖКХ признали, что снижение платежей приведет к невозможности выполнять обязательные услуги. Я думаю, уже в июне. Надо понимать, что эти долги не спишут: если вы не заплатите в этом месяце, то в следующем придется платить в два раза больше, это будет еще сложнее.
— Очень много, просто гигантское количество жалоб на немытые подъезды. Почему так происходит, как контролируется своевременная уборка и дезинфекция подъездов, прописанная Роспотребнадзором?
— Порядка в 20% подъездов в Екатеринбурге не проводят надлежащую уборку — мы это видим по результатам обследований. Возможно, есть адреса, где и месяцами не моют. В ряде случаев мы видим, что уборка проводилась, но человек вечером пришел, этого не увидел, запах хлорки уже выветрился. В сметах управляющих компаний средства на дезинфекцию заложены не были, им пришлось перераспределять за счет других статей, например, за счет того, что меньше в этом году потратили денег на уборку снега. Нужно встать и на сторону тех уборщиц, которые проводят эти работы. Готовы ли мы с вами быть теми людьми, которые каждый день или раз в неделю делают эту работу? С хлоркой работать непросто, далеко не все согласны на это.
— Куда жаловаться, если подъезды действительно не моют?
— Есть горячая линия департамента госжилнадзора, можно позвонить или обратиться к ним в письменном виде. Они должны провести проверку и заставить УК выполнять эти работы. Либо могут наложить меры взыскания.
— Такие случаи были?
— Было 16 взысканий, в основном это Екатеринбург. Я не могу назвать конкретные компании, потому что есть компании, у которых большой жилой фонд, где-то они справляются с уборкой, где-то — нет.
— Как долго эта история с дезинфекцией подъездов продлится?
— Трехразовая уборка выполнена в праздники. Ежедневная уборка закончена. Теперь должны мыть раз в неделю с использованием хлорсодержащих реагентов. В том случае, если в подъезде обнаружен зараженный коронавирусом, Роспотребнадзор организует системную дезинфекцию подъезда с орошением всех поверхностей, включая стены и потолки.
— А вам известны случаи, когда именно в подъезде, в местах общего пользования человек подхватил инфекцию?
— Никто не сможет сказать, что, нажав на эту кнопочку в лифте, человек заразился, потому что он мог заразиться и другим способом. Вообще через дверные ручки, кнопки лифта — через то, чем активно пользуются, шанс заразиться больше. Поэтому одноразовые перчатки нужны, нужно защищать руки, не прикасаться незащищенными руками.
— Про детские площадки было много споров. Во многих дворах площадки закрыли сигнальными лентами, чтобы никто не гулял. Как считаете, это эффективно?
— Как в советское время говорили, совесть — лучший контролер. Сильнее, чем мы сами себя, никто не сможет нас контролировать. Мы видим, что не все осознанно относятся к здоровью своему и близких. Управляющие компании были вынуждены закрывать площадки ленточками. Не всегда это тоже приносило успех. Но это оправданное решение губернатора по закрытию этих площадок. Тем более дети ведь не будут отмерять полтора метра. Надеюсь, этот период подходит к концу, и в ближайшее время будет ряд послаблений сделан.
— А чем-то детские площадки надо мыть дополнительно?
— Я думаю, пройдут дожди, и это будет неактуально. Да и под воздействием солнечного света вирус долго на поверхности не выживает.
— У нас было много вопросов про проверки газовщиков: почему они продолжали ходить по квартирам в этот период?
— Есть виды работ, которые обязательны, и это проверки безопасности газового оборудования и вентиляционных шахт. Конечно, с соблюдением всех мер безопасности, но эти работы должны выполняться.
Отопительный сезон и опрессовки
— Николай Борисович, у нас самоизоляция не закончилась, а опрессовки все-таки начались, горячую воду отключили. Почему?
— Вообще ресурс не отключается, услуга горячего водоснабжения не приостанавливается, только снижается температура носителя. Однако внутри домов сети старые, они могут не выдержать напора, и в целях обеспечения безопасности отключают воду управляющие компании. Но если мы сейчас не приступим к подготовке к отопительному сезону, нам это аукнется. Шесть лет назад пробовали провести всего одну опрессовку, и в результате до середины октября устраняли аварийные ситуации. Есть работы, которые должны проводиться в срок.
— Были же случаи, когда опрессовки переносили — из-за визита президента, во время ЧМ по футболу…
— Мы сдвигали сроки средней опрессовки. Первая всё равно должна пройти в течение недели — 10 рабочих дней после окончания отопительного сезона. Среднюю можно перенести, первую — нет. В южных регионах первую опрессовку сдвигают, но у них отопительный сезон гораздо позже начинается. Мы лимитированы по времени, у нас всего 3–4 месяца ремонтных работ.
— Когда вообще вся эта история с опрессовками закончится? Будет такая ситуация, что все сети обновят, и они вообще не понадобятся?
— Никогда. Как минимум одна опрессовка должна быть, иначе не выявим опасные места на сетях. Мы должны летом выявить все дефекты, чтобы зимой не мучиться.
— Почему вообще не отказаться от системы централизованного отопления?
— На западе котельные возле каждого дома стоят. Давайте выглянем в двор и выберем место, где будет стоять котельная. Вы готовы отказаться от чего-то? Она довольно большая, и должно быть определенное безопасное расстояние до дома. Идет постепенный переход к частичной децентрализации, ищется золотая середина. Где-то есть возможность установить локальные котельные, особенно в небольших городах. У нас в Екатеринбурге плотная застройка, и что нам важнее — построить котельную или парк?
— Как только отключают отопление, заметно снижается качество воды. У нее плохой запах, а местами она вовсе не горячая. Почему так?
— Это каждый год так. Когда заканчивается сезон, переходят с одних котлов на другие, они всю зиму без работы простояли, нужно время, пока эта система промоется. Это неизбежно, пока мы не перейдем на закрытую систему отопления. Участок сети не промыт, циркуляция меньше, скорость циркуляции совсем другая, когда нет отопления. Особенно для домов, которые находятся на периферии отопительной системы.
— А когда мы перейдем на закрытую систему уже?
— Это хороший вопрос. Порядка 100 миллиардов рублей на это нужно. А где их взять? Либо закладывать в тариф, либо брать из бюджета. На повышение тарифов вряд ли жители будут согласны. А бюджет в нынешней экономической ситуации…
— Но ведь назывались какие-то сроки вполне конкретные.
— Предполагалось, что к 2022 году перейдем, но это нереально. Вообще у нас есть районы, где уже закрытая система — например, Академический.
— Или, может, нам всем бойлеры поставить?
— Я уже поставил. Использование электронагревателя — более дешевая и качественная услуга.
— И чем больше водонагревателей, тем ниже циркуляция воды в доме и хуже горячая вода у остальных. Кстати, нас часто спрашивают насчет хитрых приборов учета, которые можно поставить, чтобы не платить за воду, которую люди вынуждены пропускать в ожидании, когда пойдет горячая. Реально такие поставить?
— Такие приборы есть, и их поставить можно. Но они достаточно дорогие, и погрешность велика. Не всегда их показания совпадают с фактическими, не всегда их показания принимает Роспотребнадзор как доказательство для того, чтобы делать перерасчеты.
Мусорная реформа
— Как продвигается мусорная реформа? Перейдем ли мы на раздельный сбор мусора в этом году?
— Экологическая реформа, если правильно говорить. Мы надеемся, что в июне уже появятся отдельные контейнеры для пластика. Сначала планируем выделить пластик, потому что на него нет спроса. Пока не построены мусоросортировочные комплексы, сортировать на другие фракции пока нет смысла.
— Но вроде бы говорили, что дуальный сбор — это отделить пищевые отходы от непищевых?
— Пищевые отходы тоже будем сортировать в отдельный контейнер.
— И куда их потом? На компост?
— Пока нет, пока на тот же полигон. На первом этапе наша задача — приучить себя и жителей к сортировке. В последующем при строительстве мусоросортировочного комплекса для Екатеринбурга будет полигон с компостной ямой для органики. Если было на площадке, к примеру, пять контейнеров, то будет так: четыре — для непищевых, один — для пищевых и сетка — для пластика.
— Место под строительство нового мусоросортировочного комплекса должны были определить в первом квартале этого года. Когда появится определенность с этой площадкой?
— Мы определили три участка, и в настоящее время проходят изыскания по наличию грунтовых вод, чтобы сделать выбор в пользу одного. Могу сказать, что все три участка находятся за пределами территории Екатеринбурга. Эти площадки относительно недалеко от города.
— К югу от города?
— Есть к югу, но не только. Нам важно, чтобы при выборе учитывались и экологические, и экономические требования.
— А что будет с Северным полигоном?
— Северный полигон продолжает функционировать до момента запуска нового мусороперерабатывающего комплекса с новым полигоном. После этого планируем ту часть, которая сейчас работает, поставить на рекультивацию. А небольшой участок прирезать — он будет работать во время строительства завода, и потом останется как резервный.
— То есть потом у Екатеринбурга полигон будет все-таки один, и это условный Екатеринбург-Юг?
— Мы просчитали затраты, чтобы не поднимать тариф, и пришли к выводу, что выгодней построить один большой завод. К июню объявим концессионное соглашение на строительство, к концу года будет известны и участок, и подрядчик, который будет строить и эксплуатировать завод и полигон с компостной ямой.
— Когда завод реально заработает?
— Первый завод мы увидим в 2023 году, с оптической сепарацией, полностью механизированный. В течение ближайших месяцев после этого Северный полигон закроется.
Про тарифы
— Когда нам ждать повышения тарифов?
— Как обычно это бывает дважды в год, следующий пересмотр тарифов — с 1 июля, решение принимает региональная энергетическая комиссия, но есть документ, который ограничивает рост тарифов, так что это в любом случае не будет резкий скачок.
— Все-таки хочется, чтобы за свои деньги мы получали услугу достойного качества.
— Вы знаете, стоимость воды в магазине в тысячу раз выше той, что бежит из-под крана. Как мы можем требовать качества? Если мы его требуем, значит, должны оплачивать.
— Думаю, вам тут могут возразить: мы вообще-то нормально платим... В семейном бюджете это очень ощутимые суммы.
— Вопрос от семейного бюджета: так это, может, у нас низкие заработные платы, а не высокие тарифы?
Видеоверсию интервью с министром смотрите здесь.
Подробнее читайте ЗДЕСЬ